8(495) 363 38 17; 8 926 018 61 13
Генуэзская крепость в Судаке
Судак Генуэзская крепость

Из многочисленных архитектурных достопримечательностей Крыма более всего поражает Генуэзская крепость. Целостная оборонительная система средневекового города прослеживается во всех деталях. Генуэзская крепость представляет значительный интерес как памятник культуры международного значения. Она привлекает внимание всех, кто стремится познать прошлое Крыма.

Ученые установили, что с середины VII в., задолго до появления генуэзцев в Северном Причерноморье, на этой территории в течение нескольких веков существовал защищенный оборонительными сооружениями византийский город Сугдея — торгово-экономический и политический центр региона. Это дало основание ученым и специалистам называть крепость не Генуэзской (такое название она имела длительное время), а Судакской.

Согласно средневековой легенде, крепость Сугдея была основана в 212 году. В начале III в. почти весь горный Крым вошел в состав Боспорского царства. Для контроля за территорией царства и для борьбы с пиратством было основано несколько пунктов, где дислоцировались отряды боспорских воинов. Одним из таких пунктов стала Сугдея, к тому времени представлявшая собой небольшой наблюдательный пункт и пристань. С последующим развитием города первоначальное поселение было почти полностью разрушено, поэтому археологические материалы того времени незначительны: несколько монет, небольшие фрагменты мраморных декретов и алтарь, посвященный богу моря — Посейдону.

В письменных источниках город Судак зафиксирован под разными названиями: в греческих — Сугдея; в западноевропейских — чаще всего Солдайя; в персидских, арабских и турецких — Сугдак и Судак. Современное название города близко к восточным формам, а также к начальному топониму, происходящему от древнеиранского слова “сугда” (в переводе — «чистый» или «святой»)..

В VI в. Южный Крым постепенно входит в состав Византийской империи. Вдоль южного побережья Таврики сохранились остатки системы византийских укреплений, одно из которых возникает во второй половине VII в. в Сугдее, а наличие здесь византийского таможенного пункта свидетельствует о том, что город играл значительную роль в торговле Византийского государства.

В конце VII в. в юго-восточный Крым начинают проникать тюркоязычные племена входившие в состав Болгарской конфедерации, а затем Хазарского каганата. Они селились у византийских крепостей. Хазарский каганат, окончательно сформировавшийся к началу VIII в., был к тому времени наибольшим государственным образованием Восточной Европы. Это государство было конфедерацией кочевых и оседлых племен (алан, болгар, славян) объединенных военной силой хазар. В Сугдее в первой половине VIII в. располагалась ставка Хазарского чиновника — тудуна.

В первой половине VIII в. в Сугдее была учреждена епископия, одним из первых настоятелей которой стал святой Стефан, ставший впоследствии небесным покровителем города. Благодаря влиянию греческого христианства на протяжении почти всей истории города, большинство населения владело греческим языком и исповедовало православное христианство.

После краха Хазарского каганата в конце Х в. власть в Судаке, как и во всем юго-восточном Крыму, переходит к Византийской империи. Ремонтируются старые и строятся новые оборонительные сооружения, активно застраивается внутрикрепостное пространство.

Х–ХIII век — период наивысшего развития города. Он становится значительным торговым центром Таврики и всего Северного Причерноморья. Порт Судака соединяет страны Восточной Европы и Киевскую Русь со странами Средиземноморья, Евразийские степи со странами Северной Африки, Ближнего Востока и Западной Европы. Богатство и роль города в международной торговле не могли не привлечь внимание сильных в военном отношении соседей.

С конца ХІ в. город попадает под протекторат половцев, которые на условиях выплаты дани гарантировали жителям защиту от внешних врагов.

27 января в 1223 года под стенами Судака впервые появились монгольские войска. 26 декабря 1239 г., после похода на северо-восточную Русь, монгольское войско Бату-Хана во второй раз появилось у Судака. Население из страха перед завоевателями покинуло город.

С образованием Золотоордынского государства, столицей которого был город Сарай-бату на нижней Волге, Судак, как и вся юго-восточная часть полуострова, вошел в состав Крымского улуса Золотой Орды. Начиная с 1249 года администрация улуса ежегодно собирала дань в интересах золотоордынского хана.

Со второй половины XIII в. на рынки Черноморского побережья все активнее проникают купцы из Западной Европы, преимущественно из двух североитальянских городов — Венеции и Генуи. Их привлекали выгодные условия торговли со странами Дальнего Востока и Средней Азии, сложившиеся здесь после образования большой Монгольской империи. Заплатив трехпроцентную пошлину, купцы получали от имени монгольского хана гарантированное право, ничем не рискуя, пересекать континент от Черного моря к Желтому. Поэтому за владение портами на побережье Черного моря между представителями разных государств продолжалась ожесточенная борьба. Около 1260 года Генуя основала большую торговую факторию Каффу (современная Феодосия), которая находилась в 50 км к востоку от Судака. В Солдайе (так называли Судак итальянцы) с 70-х годов XIII в. укрепились венецианцы. В городе имел собственный дом венецианский купец Маттео Поло, которого посещал племянник и известный путешественник Марко Поло. Формально Солдайя не подчинялась Венеции, а находилась в зависимости от хана Золотой Орды.

В первой половине ХІV в. золотоордынские наместники Крыма, под предлогом религиозной борьбы изгнали из города христианское население города и приказали снести крепостные стены.

В Золотой Орде после смерти хана Бердибека (1359) началась борьба за трон, главную роль в которых играл беклярибек Мамай. Периодом смут, который продолжался вплоть до конца в 1380 года, успешно воспользовалась Генуя. Их военные отряды захватили почти всё Крымское побережье, постепенно вытеснив представителей золотоордынской администрации. 19 июля 1365 года генуэзский отряд, как сообщает один из письменных источников, “занимает высоты Сугдеи”.

С этих пор началось возобновление городской инфраструктуры — крепостных стен и общественных зданий. Сначала генуэзцы построили цитадель на вершине горы, а большую часть города окружили земляным валом.

Территория генуэзской Солдайи разделялась крепостными стенами на три части: цитадель — замок св. Ильи, нижний город — крепость Святого креста и портовое предместье. Для охраны Солдайи генуэзская администрация нанимала от 20 до 80 солдат за достаточно высокую плату. Однако наемных солдат было маловато не только для защиты крепости, но и даже для ее охраны. Поэтому мужское население города должно было в ночное время в порядке очереди охранять крепостные стены. За уклонение от этой обязанности администрация налагала на нарушителей штрафы.

Пространство внутри крепостных стен было застроено жилыми домами и культовыми сооружениями. Жилые дома Солдайи располагались на террасах, которые спускались по склонам крепостной горы. От севера к югу протянулись пять улиц, соединенных узкими переулками, которые проходили по краям террас. Дома были многоэтажными. Нижний этаж — каменный — использовался в хозяйственных целях. Второй, а иногда и третий этажи делались из дерева или сырцового кирпича (самана).

Из письменных источников известно, что на территории города находилось несколько больших христианских храмов и много небольших часовен. Как свидетельствуют археологические исследования, за пределами крепостных стен (на расстоянии до одного километра) располагались постройки городского посада с усадьбами, где жили ремесленники и размещались их мастерские. По нормам средневекового городского права, любое производство, связанное с огнем (гончарное, металлообрабатывающее и т.д.), выносилось за пределы городских кварталов. При размещении ремесленных мастерских учитывалось даже господствующее направление ветра, во избежание попадания искр на здания.

Время господства Генуи в Солдайе продолжалось с 1365 по 1475 год. После падения Константинополя в 1453 году и захвата турецкими султанами черноморских проливов связь генуэзских колоний с метрополией осложнилась, а Черное море постепенно превратилось во внутреннее море Османской империи. 31 мая 1475 г. к Крыму подошла эскадра турецкого полководца Кедук Ахмед Паши. Сначала турецкое войско взяло Каффу (современная Феодосия) — столицу генуэзских колоний на Черном море. В отличие от Каффы, Солдайя мужественно защищалась. По известному преданию ее последние защитники закрылись в одной из наибольших церквей и продолжали оказывать сопротивление даже после захвата врагом всего города.

Находясь под властью Османской империи, Судак стал центром судебно-административного округа — кадылыка. Согласно переписи 1542 года, в городе проживало 248 греческих, 27 армянских и 24 мусульманских семей. Защищал крепость турецкий гарнизон в составе 10–30 солдат. Этого количества воинов едва хватало для обороны полуразрушенных стен Судака. В первой половине XVII в., когда запорожские казаки начали походы на Крым, жители города из опасения перед военными конфликтами разбежались по окружающим селам, подальше от побережья. Турецкий путешественник Эвлия Челеби, посетив Судак во второй половине XVII в., не застал здесь ни одного мирного жителя.

За турецкий период в Судаке построено две большие мечети. Одна из них содержалась в центральной части крепости и имела название Аджу-Бей-Джами.

В 1771 году, во время российско-турецкой войны 1768–1774 годов, отряд российских войск без боя занял город. В Судакскрй крепости квартировал гарнизон, состоящий из кавалерийской роты Кирилловского полка. Во время строительства казарм для российского гарнизона было окончательно разрушены здания, которые до той поры сохранялись на территории крепости. Гарнизон простоял в Судаке до 1816 года.

В настоящее время на территории древнего города музей “Судакская крепость”, которую в народе продолжают называть “Генуэзская крепость”.

Почти все архитектурные объекты, сохранившиеся на территории города-крепости на сегодня, построены в период присутствия генуэзцев (1365–1475). Постройки возводились под контролем, поэтому в них часто повторяются архитектурные мотивы и приёмы фортификационного строительства Западной Европы.

Из архитектурных сооружений X–XV в. сохранились оборонительные стены, башни Дозорная (Девичья) и Астагуэрра (Портовая), Консульский замок, мечеть, храмы Двенадцати апостолов и католического собора Девы Марии, остатки городской застройки, приморское укрепление VI в. и т.д.

Экскурсионные туры в Крым

 

Закрыть меню
Заказать звонок
+
Жду звонка!