8(495) 363 38 17; 8 926 018 61 13
Музей-заповедник “ЦАРСКОЕ СЕЛО”
Екатерининский дворец

Царское Село – музей-заповедник в городе Пушкине (Санкт-Петербург), включающий в себя дворцово-парковый ансамбль XVIII — XIX веков, бывшую загородную царскую резиденцию. В состав музея-заповедника входят: Екатерининский парк с дворцом и павильонами, Александровский парк с дворцом и павильонами и Баболовский парк с дворцом. В парках расположено более 100 архитектурных сооружений – дворцы, павильоны, мосты, мраморные монументы, подражающие готической, турецкой, китайской архитектуре.

Город Пушкин, в прошлом Царское Село, расположен в 24 км к югу от Санкт-Петербурга. В 1708 году Петр I подарил эти земли своей жене Екатерине Алексеевне, она и стала первой хозяйкой этой летней резиденции царской семьи. И уже дочь Петра и Екатерины – Елизавета, ставшая в 1771 г. императрицей, ведет большие работы в Царском Селе. Одной из архитектурных доминант музейного комплекса является бывшая императорская резиденция — Екатерининский дворец. Это яркий памятник в стиле барокко, заложенный в 1717 году. Свое название дворец получил в честь императрицы Екатерины I, которая приказала построить в Царском селе летнюю резиденцию. В последующие годы здание переходило другим членам царской семьи – Елизавете Петровне и Екатерине II и неоднократно перестраиволось. В 1752—1756 гг. Большой Царскосельский дворец был перестроен по проекту архитектора Б. Ф. Растрелли в стиле позднего барокко. Именно этот великолепно выверенный архитектурный ансамбль в отреставрированном виде можно увидеть в наши дни.
Дворец включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Самой знаменитой комнатой дворца можно назвать Янтарную комнату. Панели из янтаря были подарены Петру I прусским королем Фридрихом I в 1717 году.

«Царское Село» более двух веков являлось резиденцией российских монархов, один из самых привлекательных пригородов Санкт-Петербурга. Это, несомненно, «крупнейший бриллиант в ожерелье» городов-спутников Северной Пальмиры.

Большой Екатерининский дворец с окружающими его парками, как и век назад служит устойчивым символом, формирующим современный образ города Пушкина (ранее Царское Село). Название дворца неразрывно связано с именем первой владелицы Царского Села – Екатериной I, о чём до сих пор напоминает вензель и картуш с короной на главном фронтоне дворца. Главный фасад Екатерининского дворца ориентирован в сторону Александровского парка, противоположный – обращён на юг и выходит в Екатерининский парк. Со стороны города отчётливо видны церковный и великокняжеский (Императорский лицей) флигели, а Зубовский корпус и Термы Камерона скрыты со стороны парка.

Екатерининский дворец – украшение Царского села, главное сооружение этого дворцово-паркового ансамбля Каждый день этот объект принимает не менее 2 тысяч туристов. Дворец был возведен в качестве летней резиденции царицы Екатерины I.

Екатерининский дворец имеет протяженность в 306 метров, построил это уникальное здание выдающийся архитектор, ярый приверженец стиля барокко в искусстве Франческо Растрелли. Любимый зодчий русских царей создал план, разработал интерьеры дворца, определил материалы отделки.

Растрелли выбрал для дворца уникальное цветовое решение – сочетание голубого, белого и золотого. Императорская резиденция смотрится величественно и торжественно. На фасаде – белоснежные колонны, статуи, элементы лепнины. Флигели соединены с центральной частью дворца высокими атриумами. В дворцовый ансамбль входит красивейшая церковь с позолоченными куполами: в ней молились члены царской фамилии.

При строительстве Екатерининского дворца только на позолоту было потрачено свыше 100 кг. чистого золота.

Многие туристы посещают Екатерининский дворец ради одного экспоната – легендарной Янтарной комнаты, восстановленной по имеющимся чертежам к 300-летнему юбилею Петербурга.
Янтарная комната — одна из самых популярных достопримечательностей Екатерининского дворца в Царском Селе: декорированный янтарными панелями зал поразительной красоты площадью около 100 квадратных метров. Янтарная комната украшала дворец почти два века, но во время Второй мировой войны, она бесследно исчезла. Ныне в Екатерининском дворце воссоздана ее копия, и если оригинальный Янтарный кабинет называли восьмм чудом света, это можно считать девятым.
Автором первоначального проекта Янтарной комнаты считается Андреас Шлютер, с 1699 года занимавший должность главного архитектора прусского королевского двора. В процессе перестройки Большого королевского дворца в Берлине он решил использовать для отделки интерьера янтарь, никогда прежде для этих целей не применявшийся. Осуществлению оригинального замысла способствовала королевская коллекция янтаря, в которую входили три богато орнаментированные янтарные рамы с зеркалами.

Для работы с янтарем Шлютер пригласил датчанина Вольфрама, придворного мастера датского короля, однако тот успел выполнить намеченное лишь наполовину, поскольку Шлютер был отстранен от дел и придворным архитектором прусского короля назначили шведа фон Гете, у которого с янтарем отношения не сложились. Вольфраму тоже дали отставку. Вскоре Фридриха Вильгельма осенила новая идея – создать янтарный кабинет в замке Шарлоттенбург, но и там дело не было доведено до конца в связи со смертью короля. Его преемнику – Фридриху Вильгельму I янтарный кабинет оказался ненужным. Все детали собрали и свезли в берлинский цейхгауз. Возможно, янтарное творение так и было бы предано забвению, если бы слух о необычном кабинете не дошел до Петра I. Русский царь-реформатор во что бы то ни стало захотел получить янтарный кабинет для Кунсткамеры.

Янтарная комната в России

В 1716 году Фридрих Вильгельм I в качестве дипломатического подарка преподнес Янтарную. комнату Петру I. Да не только янтарный кабинет, а в придачу к нему еще и яхту “Либурника”. Ответным подарком прусскому королю стали 55 русских гренадеров и кубок собственной работы. В Петербург янтарный кабинет везли в ящиках на восемнадцати телегах через Кенигсберг, Мемель и Ригу. В новой российской столице ценный груз принял губернатор Александр Данилович Меншиков. История не сохранила документов о том, как и почему в ящиках, распакованных Меншиковым согласно приложенной к грузу инструкции, не хватало многих деталей, но факт остается фактом – при жизни Петра янтарный кабинет так и не был установлен. Янтарные панно довольно долго лежали невостребованными в людских покоях Летнего дворца Петра, пока о них не вспомнила взошедшая на российский престол его дочь Елизавета. Она решила использовать янтарный кабинет для убранства одного из покоев Зимнего дворца – своей официальной резиденции. Устройством его занялся обер-архитектор Варфоломей Растрелли, который восполнил нехватку янтарных деталей зеркальными пилястрами и росписями панно “под янтарь” и разместил Янтарную комнату в Екатерининском дворце Царского Села.

Комната была расположена на площади 100 кв метров, а 40 кв метров янтаря разместились среди зеркал. Интерьер украшала мраморная флорентийская мозаика.

Неожиданно в 1745 году часть недостающих деталей декора нашлась – прусский король подарил Елизавете Петровне четвертую раму янтарного кабинета, сделанную по проекту архитектора Рейха. Собранная таким образом комната с 1746 года стала служить местом для официальных приемов. Но через девять лет императрица приказала перенести Янтарную комнату в Большой дворец Царского Села, что и было исполнено.

Свой окончательный вид Янтарная комната приобрела лишь к 1770 году, когда согласно воле Екатерины II в отделку комнаты были внесены некоторые изменения. Реставрация кабинета в последующем проводилась пять раз. Всерьез взяться за комнату намеревались в 1941 году.

Во время Великой Отечественной войны Янтарная комната оказалась не вывезенной в тыл в ряду других наиболее ценных экспонатов ввиду хрупкости деталей. Ее законсервировали, оклеив бумагой, марлей и ватой. Но спасти все-таки не удалось. Оккупанты вывезли ее в Кенигсберг. Похищенные янтарные панно и двери были смонтированы в одном из залов Кенигсбергского замка и стали лучшим украшением работавшего там музея. При отступлении немецких войск комната была демонтирована и не позднее 6 апреля 1945 года вывезена в неизвестном направлении.

Восстановление Янтарной комнаты

В конце 1970-х годов Совет Министров РСФСР распорядился восстановить Янтарную комнату. В 1983 году в России начались работы по восстановлению Янтарной комнаты, к ноябрю 1996 года они были завершены примерно на 40%. На этих работах было занято 40 специалистов, руководил работами Александр Журавлев.
За это время федеральный бюджет смог перечислить музею в общей сложности немногим более 7 млн долл., причем деньги поступали весьма нерегулярно.
6 сентября 1999 года в Царском селе был подписан договор между Министерством культуры РФ и германским концерном “Рургаз” о выделении 3,5 млн долларов на восстановление Янтарной комнаты.
29 апреля 2000 года в Екатерининском дворе Царского Села министр по делам культуры ФРГ Михаэль Науман передал и.о. президента РФ В.В. Путину фрагмент подлинной Янтарной комнаты. В Россию вернулись два фрагмента комнаты, обнаруженные в Германии, – флорентийская мозаика “Обоняние и осязание”, одна из четырех, изготовленных в 1787 году по заказу Екатерины, и янтарный комод, изготовленный в 1711 году берлинскими ремесленниками и занимавший одно из центральных мест в меблировке Янтарной комнаты.
В 1997 году немецкие власти конфисковали эту мозаику у некоего нотариуса, которому передал ее на временное хранение немецкий офицер, участвовавший в вывозе Янтарной комнаты из Царского Села. Нотариус попытался ее продать, но его судили, а право владения мозаикой признали за его дочерью. Она же отказалась от претензий на янтарную панель, передав все права на нее городу Бремену, который и передал ее музею-заповеднику “Царское Село”. В итоге у реставраторов оказались две одинаковые картины. Одна из них была восстановлена из уральского камня, другая, подлинная, вернулась из Германии. При сравнении двух мозаик ‑ найденного оригинала и сделанной реставраторами копии ‑ выявились лишь незначительные расхождения. Мастера из Царскосельской янтарной мастерской сумели практически воссоздать школу флорентийских мозаичников XVIII века.
В феврале 2002 года в Царском Селе был завершен очередной этап воссоздания Янтарной комнаты: в Екатерининском дворце были установлены две большие янтарные панели на южной стене парадного зала. В центральную янтарную раму вмонтировали картину из цветных камней “Осязание и обоняние”, выполненную в технике флорентийской мозаики.
К 13 мая 2003 года работы по восстановлению Янтарной комнаты в Екатерининском дворце были завершены и приняты у царскосельских реставраторов российско-германским экспертным советом с оценкой “отлично”.
Мастера, реставрировавшие Янтарную комнату – Александр Крылов, Александр Журавлев, Борис Игдалов.
Хранителем комнаты стал художник-реставратор Александр Крылов.

Екатерининский дворец является частью Музея-заповедника «Царское село», входит в перечень культурного наследия России.

Экскурсионные туры с посещением Санкт-Петербурга

 

Закрыть меню
Заказать звонок
+
Жду звонка!