8(495) 363 38 17; 8 926 018 61 13
Музей-заповедник “ПЕТЕРГОФ”
Петергоф

Дворцово-парковый ансамбль Петергоф признан ценным памятником архитектуры 18 века. Он располагается в 30 км. от Санкт-Петербурга в одноимённом городке и включает в свой комплекс исторические здания, живописные ландшафтные зоны и музеи.

Петергоф – парадная летняя резиденция российских императоров, включающая в себя Большой Петергофский дворец, Верхний сад и Нижний парк.
Дворцово-парковый ансамбль «Петергоф» стоит в одном ряду с выдающимися образцами мировой архитектуры, такими как Версаль, Сан-Суси и др.
Замысел создания загородной резиденции, которая по своей роскоши не уступала бы французскому Версалю, возник у Петра I в 1714 году. 17 мая 1714 г. закладкой небольшого дворца Монплезир было положено начало Петергофу. В августе 1723 года состоялось торжественное открытие Петергофа (“Петергоф” в переводе с голландского – двор Петра). К этому времени был распланирован Нижний парк, прорыт Морской канал, действовала часть фонтанов, были отделаны верхние палаты, построены Монплезир, Марли, почти готов Эрмитаж, построены более 20 деревянных галерей и павильонов, различные трельяжные ограды, Большой каскад.
Большой каскад не имеет равных в мировом искусстве, его жемчужина – золочёная бронзовая группа «Самсон, раздирающий пасть льва». Особенностью фонтанов Петергофа является то, что все они с петровских времен и по сей день работают под давлением естественного тока воды.
Ансамбль парков и дворцов Петергофа – выдающийся памятник архитектуры и садово-паркового искусства – всемирно известная столица фонтанов.

Центром Петергофского ансамбля является Большой дворец – «коронная» резиденция русских императоров.
Великолепное трехэтажное здание с галереями и сверкающими позолотой куполов Церковного и корпуса под Гербом – протянулось вдоль террасы почти на триста метров.
Общая идея местоположения и первоначального облика Верхних (Нагорных) палат принадлежала Петру I.
Величественное здание Большого дворца стоит на высокой террасе между Верхним садом и Нижний парком Петергофа. Оно доминирует над другими постройками и является композиционным центром всего архитектурного ансамбля. Этот дворец возводили на протяжении полутора столетий, и его проектированием занимались лучшие зодчие своего времени.
Когда Петр I выбрал место для главного дворца, он доверил воплощать свою мечту опытным архитекторам Иоганну Фридриху Браунштейну, Жану-Батисту Леблону и Николо Микетти. В петровские времена дворцовое здание имело всего два этажа и по размерам не превышало ширину Большого каскада.
В 1732 году архитектор Михаил Григорьевич Земцов пристроил к зданию две галереи, однако запросы российского двора росли, и главный дворец Петергофа решили полностью реконструировать. Проект роскошной царской резиденции подготовил блистательный зодчий и мастер елизаветинского барокко Бартоломео Франческо Растрелли. Он отлично справился с поставленной задачей – сохранил старую петровскую постройку и придал ей величественный барочный вид. Архитектор возвел дополнительный этаж, увеличил пространство в центре дворца и пристроил два корпуса по бокам, куда можно было попасть через одноэтажные галереи.
Несмотря на следы разных архитектурных стилей, Большой дворец выглядит очень гармонично. Художественная целостность постройки стала результатом труда трудившихся здесь талантливых архитекторов.
На сегодняшний день Большой дворец является уникальным историко-художественным музеем, коллекция которого насчитывает около трех с половиной тысячи экспонатов. Это предметы мебели, живопись, ткани, осветительные приборы, фарфор, отвечавшие вкусам венценосных владельцев Дворца.

Церковный корпус находится на территории государственного музея-заповедника «Петергоф».
Корпус находится в составе Большого Петергофского дворца, который является центральным строением обширной петергофской усадьбы. Он был построен в 1714, при Петре I, и перестроен в роскошное барочное сооружение уже при Елизавете Петровне, ‒ в 1755. Проект нового дворца был представлен любимым Елизаветинским архитектором ‒ Ф. Растрелли. Тогда же и был спроектирован Церковный корпус. Таким образом, пышный дворец обзавёлся собственной церковью. Храм был освящен во имя Апостолов Петра и Павла. Изящное строение превосходно вписалось в дворцовый ансамбль, ‒ оно было декорировано позолоченной резьбой, а интерьер украшали искусно написанные картины на религиозные темы.
В церкви совершались многие пышные обряды императорской семьи: крещения, свадьбы, богослужения в честь крупных праздников. После революции весь дворец был музеифицирован, но серьёзно пострадал во время Второй Мировой войны. С 1950-х годов шла масштабная реставрация Церковного корпуса, которая была закончена лишь недавно. Музей открылся в 2011 году.

«Особая кладовая» – считается бывшими личными апартаментами императрицы Екатерины II. Начиная с Петровских времён в кладовой хранились драгоценные изделия, личные вещи Российской Царской династии. Музей расположен в корпусе украшенным гербом, в одном из флигелей Большого Императорского дворца в Петергофе. «Особая кладовая» насчитывает около 900 экспонатов, здесь есть вещи Петра I, золотые и серебряные изделия с монограммами дома Романовых. Большинство предметов которые хранятся в её стенах, это подарки от дипломатов и европейских монархов, преподнесённые царской семье. В этих помещениях дворца, властители Государства Российского и их дети готовились к венчанию и крещению новорожденных. Здесь хранится документ — подписанный указ царя Александра II, об отмене крепостного права в России. Особым интересом особенно у женской половины, пользуются многочисленные платья и обувь правящей династии, в большом количестве представленные в экспозициях Гербового корпуса. Особого внимания достойна и небольшая коллекция изделий фирмы Фаберже, предметы которой являются особой гордостью музея.

Уникальный дворцово-парковый ансамбль Петергоф включает в себя множество примеров удивительного сочетания архитектуры, скульптуры, садового искусства и инженерии. Среди памятников истории и культуры особое место занимает Фермерский дворец.
Фермерский дворец в Петергофе можно назвать домом легендой!
Фермерский дворец в парке Александрия при создании не был настоящим дворцом, зато был почти настоящей фермой.
Его крыша была расписана под солому, а колонны обернуты берестой, будто их срубили в березовой роще. На ферме содержался скот, привезенный из Йоркшира: два племенных быка и восемь коров.
По нынешним меркам Фермерский дворец – ближе к дачкам, чем к дворцам. Ни газовикам, ни нефтяникам, ни аффилированным с ними властным структурам они бы не подошли. А поскольку дворец располагался на территории Собственной Ее Императорского Величества дачи “Александрия”, его вполне можно признать дачной постройкой.
Родоначальником царского дачного строительства в Александрии стал Николай I, который велел спроектировать для себя сельский дворец в английском стиле – с фермой и прочими хозпостройками невдалеке.
Фермерский дворец был повреждён в годы Великой Отечественной войны. Музей, представляющий обстановку жилых покоев семьи императора Александра II (он владел дворцом ещё будучи наследником престола), был открыт здесь в 2010 году, а в 2016 году во дворце открылась экспозиция «Петергофские дачники», позволяющая посетителям погрузиться в атмосферу летнего отдыха на южном берегу Финского залива в конце XIX – начале XX века

Дворец Коттедж (англ. – «сельский домик») в пейзажном парке Александрия (Петергоф) – памятник эпохи романтизма, сохранился до нашего времени в первозданном виде. Подлинные вещи воссоздают в интерьере дворца уютную атмосферу семьи Николая I и Александры Федоровны. Именно здесь император «чувствовал себя мужем», а его супруга говорила, что «здесь счастлива, как нигде».
Дворец Коттедж в Петергофе (Петродворце), построенный под руководством Адама Менеласа, был создан в английском стиле, отсюда и появилось его название – коттедж. В уютном загородном доме царская семья проводила лето, отдыхая от парадных приемов.
Это небольшое двухэтажное здание в готическом стиле украшено многочисленными балконами и террасами. Из широких окон открывается панорамный вид на Финский залив.
Оформление залов выполнялось под руководством одного из лучших художников-декораторов Джованни Батиста Скотти. Коттедж украсили полотна Ивана Айвазовского и Ореста Кипренского, Сильвестра Щедрина и Ивана Витали.
Готический стиль дворца отражен как во внешнем, так и во внутреннем убранстве. Лепка на потолке, а также узоры ковра и паркетного пола, росписи печей и мебели выполнены в виде готических рисунков и орнаментов.
На первом этаже находились Большая и Малая приемная, кабинет Александры Федоровны, Библиотека и Большая гостиная.
Комнаты второго этажа, где размещались детские и кабинет Николая I, были оформлены более скромно, чем залы первого этажа.
Сегодня в помещениях дворца можно увидеть произведения декоративно-прикладного искусства, коллекцию русского и западноевропейского фарфора и цветного стекла 19 века, гравюры, скульптуры. Музей располагает прекрасной коллекцией ценнейших картин: миниатюрные портреты, пейзажи Айвазовского и Кипренского, картины голландцев XVII-XVIII вв. Ван Гойсна, Влигера, Бакгейзена и другие, – всего более двухсот произведений художественного искусства.

В список достопримечательностей ансамбля входит Нижний парк и Верхний парк.
Посетить каждый уголок и дворец Петергофа за одну экскурсию довольно сложно. Вам понадобится не один час на осмотр всей территории, украшенной статуями и различными архитектурными объектами. Если вы уже успели посетить ключевые объекты Петергофа, тогда рекомендуем отправиться на прогулку по Нижнему парку.
Данная часть заповедника локализировалась между Большим дворцом и берегом Финского залива. Его площадь занимает 102 гектара и напоминает своей формой удлиненный треугольник. Над проектированием ансамбля трудились как русские, так и зарубежные архитекторы. Многие скульптурные элементы были позаимствованы из королевских домов Европы.
Большая часть Нижнего парка располагается вдоль Финского залива. Это наиболее ценные памятники Нижнего парка. На вопрос о том, сколько фонтанов находится в этой ландшафтной зоне, точной цифры нет, так как время от времени некоторые объекты подвергаются реконструкции и перемещению. Примерно их насчитывают 150, включая 4 крупных каскада.

Основные Архитектурные объекты Нижнего парка

  • Дворец Монплезир
  • Екатерининский корпус
  • Дворец Марли

Фонтаны Нижнего парка Петергофа

  • Большой каскад
  • Римские фонтаны
  • Аллея фонтанов
  • Солнце
  • Каскад «Шахматная гора»
  • Фаворитный
  • Пирамида
  • Сноп
  • Фонтаны-шутихи

Верхний сад примыкает к Большому дворцу в Петергофе с южной стороны. Сейчас он служит своего рода парадным входом в праздничный ансамбль Петергофа со стороны дороги на Санкт-Петербург. Это первый садово-парковый ансамбль, который видит гость Петергофа, прибывающий по суше.
Сад распланирован в регулярном стиле, основу его композиции составляют три искусственных пруда с фонтанами, расположенные по центральной оси. По сторонам от центра находятся еще два квадратных пруда, которые служат накопителями воды для фонтанов Нижнего парка. Вода попадает в Верхний парк благодаря уникальному гидротехническому сооружению – фонтанному водоводу, созданному инженерами-гидравликами в петровскую эпоху. Водовод – это сложная система шлюзов, каналов и водоемов протяженностью около сорока километров. Он протянут от Ропшинских высот, где находятся полноводные подземные источники, наполняющие в Ропше многочисленные озера и водоемы.
Верхний парк не очень большой по площади – всего пятнадцать гектаров. На этом пространстве располагаются три фонтанных композиции и пять искусственно вырытых прудов. Ландшафтный дизайн – классический пример регулярного парка с аккуратно подстриженными газонами и деревьями, трельяжными беседками и перголами, сооруженными из кустарников, геометрически правильными дорожками. Главное украшение и достопримечательность парка – скульптура.
Самая интересная скульптурная композиция украшает центральный фонтан Верхнего парка. Бог морей Нептун возвышается над водной гладью пруда. Трехъярусный пьедестал окружают фантастические морские существа: тритоны, драконы, морские коньки. Две женские фигуры олицетворяют реки Редниц и Пегниц; ансамбль дополняют фигуры мужчин-всадников на сказочных морских конях и восемь дельфинов, из пастей которых вырываются струи воды.
Что же касается каскада, то при Анне Иоанновне южную сторону бассейна украшала статуя «Зима» все того же мастера Бартоломео-Карло Растрелли, возвышавшаяся над трехступенчатым каскадом. Вместе с остальными старыми скульптурами разрушившуюся свинцовую «Зиму» заменили на бронзовую копию с античной знаменитой статуи Аполлона Бельведерского. Все скульптуры были похищены из Петергофа фашистами. В 1947 году композицию «Нептун» удалось разыскать, и ее вернули в Петродворец и установили на прежнее место. Статую Аполлона, и небольшие скульптуры дельфинов, окружавших постамент с Нептуном, выполнили заново. Такова драматичная история самой большой скульптурной группы Верхнего сада, воплощающей важную для Петергофа тему покорения морей и морских побед.
Важная отличительная особенность Верхнего сада состоит в том, что почти все его скульптурные и фонтанные украшения располагаются как бы на островках, окруженных со всех сторон водной гладью пяти бассейнов и прудов. Вода в них служит не только декорацией произведений искусства — фонтанов и скульптур. Эти водоемы играют еще одну важную роль, о которой многие и не догадываются: они являются накопительными резервуарами для фонтанов Нижнего парка.

Дворцово-парковый ансамбль Александрия в Петергофе (также его называют просто парк Александрия) — это место, где летом отдыхали четыре поколения династии Романовых. С 1830 по 1917 годы комплекс считался официальной резиденцией императора. В целом, ансамбль задумывался как личное пространство для императорской семьи.
Парк Александрия был назван в честь императрицы Александры Федоровны, супруги Николая I, его площадь составляет 115 гектаров. В парке большое разнообразие растительности — липы, березы, дубы, клены, ясени и тополи, кроме того, встречаются экзотические кустарники и деревья. Главной дорожкой парка, которая делит его северную и южную части — является Никольская аллея.
Тенистые аллеи парка Александрия чередуются с открытыми полянами, а склоны сменяются оврагами. Здесь имеется множество тропинок для пеших прогулок, а красоты парку добавляет море, которое видно практически из любой точки. Все эти особенности делают Александрию замечательным образцом садово-паркового искусства XIX века.
Самый знаменитый дворец парка Александрия — «Коттедж».
Большой интерес также представляет Фермерский дворец в парке Александрия, который был возведен с 1829 по 1860 годы. В его строительстве принимали участие два архитектора — А. Менелас и А. И. Штакеншнейдер.

В наши дни парк Александрия также прекрасно подходит для отдыха всей семьей. На его территории можно погулять, посетить музеи и экспозиции дворцов, поучаствовать в турнирах и фестивалях. Рядом располагается знаменитый Дворцово-парковый ансамбль Петергоф.

Экскурсионные туры с посещением Санкт-Петербурга

 

Закрыть меню
Заказать звонок
+
Жду звонка!